Общие требования, касающиеся обеспечения прав детей на отдых и оздоровление, закреплены в статье 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г.
№ 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Они касаются:
обязательного включения организаций, оказывающих услуги по организации отдыха и оздоровления детей, в соответствующий реестр;
создания безопасных условий пребывания в организации отдыха и оздоровления детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, присмотра и ухода за ними;
обеспечения содержания и питания детей, организации оказания первой помощи и медицинской помощи детям в период их пребывания в организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе в случае прохождения туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий;
обеспечения соблюдения требований о медосмотрах работников организации отдыха детей и их оздоровления;
выполнения требований обеспечения антитеррористической защищенности, пожарной безопасности, наличия охраны или службы безопасности, спасательных постов в местах купания детей;
наличия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии деятельности, осуществляемой организацией отдыха детей и их оздоровления,
санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Более подробные требования содержатся в примерных положениях об организациях отдыха детей и их оздоровления, утвержденных Приказом
Минобрнауки России от 13 июля 2017 г. № 656.
Перечень санитарно-эпидемиологических требований к организациям отдыха и оздоровления установлен в Санитарных правилах СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28. В них обозначены не только общие
требования, касающиеся всех организаций отдыха и оздоровления детей (например, необходимость получения заключения от Роспотребнадзора,
подтверждающего соответствие санитарному законодательству), но и требования в отношении отдельных видов таких организаций.
Общим для всех типов организаций отдыха и оздоровления детей является требование о наличии при приеме детей справки о состоянии здоровья ребенка, в которой в том числе содержатся внесенные не ранее чем за три рабочих дня до отъезда сведения об отсутствии в течение 21 календарного дня контактов с больными инфекционными заболеваниями.
Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются в организации, в которых созданы условия для их пребывания.
Отметим, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39
Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Особенности летнего сезона 2022 года в части профилактики актуальных инфекционных заболеваний, включая новую коронавирусную инфекцию,
изложены в письме Роспотребнадзора от 11 апреля 2022 г. № 02/7815-2022-24 «О дополнительных мерах по профилактике актуальных инфекционных
заболеваний при подготовке к летней оздоровительной кампании».
Во — первых, оздоровительная кампания 2022 года впервые за два последних года проходит в условиях оптимизации профилактических и противоэпидемических мероприятий в отношении COVID-19.Так, в текущем году внесены существенные поправки в санитарно-эпидемиологические
правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций
и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». В
частности, с 26 марта:
отменена необходимость уведомления организациями отдыха и оздоровления детей территориального управления Роспотребнадзора о планируемых сроках открытия в условиях распространения COVID-19 минимум за день до их открытия – теперь сохранилось только правило об информировании родителей или законных представителей детей о режиме функционирования организации в условиях распространения COVID-19 (п. 1.4 СП 3.1/2.4.3598-20);
снят запрет на проведение массовых мероприятий с участием различных групп лиц (групповых ячеек, классов, отрядов и т. д.), а также массовых мероприятий с привлечением лиц из иных организаций на открытом воздухе, включая экскурсии – при этом подобные мероприятия в закрытых помещениях пока остаются под запретом (п. 2.1 СП 3.1/2.4.3598-20);
исключена норма о возможности посещения организации детьми, перенесшими заболевание, или в случае, если ребенок был в контакте с больным COVID-19, при наличии медицинского заключения врача об отсутствии медицинских противопоказаний для пребывания в лагере;
уменьшена частота проведения влажной уборки музыкального или спортивного залов с применением дезинфицирующих средств – если ранее
такую уборку нужно было проводить после каждого посещения, то сейчас достаточно – один раз в конце рабочего дня (абз. 2 п. 3.1 СП 3.1/2.4.3598-20);
возобновлена 100%-ная наполняемость отрядов в пределах проектной вместимости – напомним, в прошлом году максимально допустимая заполняемость была ограничена 75% (п. 3.2 СП 3.1/2.4.3598-20);
исключена необходимость прохождения обследования на COVID-19 любым из методов, определяющих генетический материал или антиген возбудителя COVID-19, для персонала детских лагерей – такое условие сохранено только для персонала организаций отдыха детей и их оздоровления с круглосуточным пребыванием, при этом срок получения результатов обследования сокращен с трех до двух календарных дней до дня выхода на работу (п. 3.3 СП 3.1/2.4.3598-20);
установлен предельный срок для осуществления заезда (выезда) всех детей в организации отдыха детей и их оздоровления – в течение суток, при это продолжительность минимального перерыва между сменами сохранена на уровне двух календарных дней;
исключены нормы о возможности работы организации отдыха детей и их оздоровления без проживания персонала на ее территории при условии проведения еженедельного обследования персонала на COVID-19;
отменен запрет на выход (выезд) детей, а также персонала за пределы организации отдыха детей и их оздоровления в период смены (п. 3.5 СП
3.1/2.4.3598-20).
Во-вторых, особенности летнего оздоровительного сезона в 2022 году связаны с прибытием на территорию России граждан с детьми из ДНР, ЛНР и
Украины. Поскольку прививочный анамнез у прибывших детей неизвестен, а возможность их поступления в детские лагеря уже предусмотрена, это создает
высокий риск возникновения в оздоровительных организациях случаев заболевания корью, краснухой, дифтерией, эпидемическим паротитом, гриппом, что вызывает необходимость принятия срочных мер по учету таких детей, восстановлению сведений об их прививках и проведения иммунизации до поступления в оздоровительную организацию.
Что касается COVID-19, то по данным Роспотребнадзора в прошлом году в летних организациях отдыха и оздоровления детей был зафиксирован 51 очаг
заболевания с числом пострадавших 696 человек, из которых 512 – дети, и 2 очага гриппа и ОРВИ с числом пострадавших 40 человек, в том числе 30 детей.
И хотя значительное число антиковидных ограничений на работу организаций отдыха и оздоровления детей на предстоящий сезон уже сняты, однако
потенциальные условия заноса инфекции еще сохраняются, что необходимо учитывать при планировании мероприятий по организации работы в летний
период.
Согласно Указу Главы Республики Саха (Якутия) от 28 февраля 2022 г. № 2314 «О режиме повышенной готовности на территории Республики Саха
(Якутия) и мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Республике Саха (Якутия) в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с изменениями и дополнениями от: 4, 14, 31 марта, 15, 26 апреля, 2, 8 июня 2022 г.) на территории Республики Саха (Якутия) сохраняется режим повышенной готовности для органов управления и сил Якутской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; действуют Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Республики Саха (Якутия).
На основании вышеизложенного рекомендуем главам муниципальных районов и городских округов:
1) взять на контроль вопросы проведения летней оздоровительной кампании, обратив особое внимание на организацию питания, водоснабжения, медобслуживание и профилактику природно-очаговых инфекций в летних оздоровительных учреждениях, лабораторное обследование сотрудников
учреждений на возбудителей острых кишечных инфекций и COVID-19;
2) внести коррективы в действующие муниципальные программы и планы по профилактике инфекционных болезней и заслушать на заседаниях
межведомственных комиссий по обеспечению отдыха детей и их оздоровления вопросы по комплектованию оздоровительных организаций
специалистами и персоналом, прошедшим предварительные медосмотры и профессиональную гигиеническую подготовку, а также медобследование
персонала лагерей, организацию прохождения гигиенического обучения поступающего на работу персонала и обеспечения запаса дезинфицирующих
средств;
3) обеспечить работу летних оздоровительных организаций только при условии соответствия их санитарно-эпидемиологическим требованиям и
наличия санитарно-эпидемиологического заключения и не допускать к работе персонал с признаками инфекционных заболеваний и своевременно не
прошедших необходимые обследования;
4) продолжить эпидемиологический мониторинг и оперативный анализ эпидемиологической ситуации по актуальным инфекционным болезням;
5) обеспечить качество мероприятий в отношении оздоровительных организаций отдыха как сезонных, так и круглогодичных, повысить ответственность специалистов, обратить особое внимание на организацию питания, водоснабжения, медобслуживание детей, вопросы профилактики природно-очаговых инфекций.
Реализация указанных выше рекомендаций обеспечит профилактику актуальных инфекционных болезней в период летней оздоровительной кампании и будет способствовать недопущению формирования эпидемических очагов в детских оздоровительных организациях.
Письмо первого замминистра образования и науки